закрыть

Регистрация

 

 



закрыть

Забыли пароль?

Введите ваш адрес электронной почты – мы вышлем вам новый

  


закрыть

Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите короткую процедуру регистрации

 

Забыли пароль?

ГлавнаяИдеи для путешествийФотография и фототехника → Особенности подводной фотосъемки.

Особенности подводной фотосъемки.



ФОТО

26 февраля 2009 г.

Автор: Curry

 

Подводный мир – это не только иная среда обитания. Это иные законы – там Вы можете «парить» и «летать», иные жители – здесь Вы уже не царь природы, иные ощущения – это не родная для человека стихия, даже для того, чтобы просто оставаться на месте нужно прилагать усилия.

Подводная фотосъемка характерна двумя особенностями: во-первых, водная среда имеет физические и оптические характеристики, отличающиеся от воздушной; во-вторых, чтобы хорошо снимать нужно уметь хорошо плавать. Помимо этого есть еще и ряд трудностей сопровождающих этот, набирающий популярность, жанр. С чем же придется столкнуться фотографу, пожелавшему опуститься на дно морское в поисках новых впечатлений и ярких кадров?

Начать подготовку к фотосъемке нужно с выбора оборудования для подводного плавания и получения навыков передвижения под водой – основная задача подводного фотографа весьма банальна – не утонуть. Только после того, как Вы освоите подводную стихию, можно переходить непосредственно к фотоискусству.

Основная разница в технике съемки под водой и съемки на суше заключается в разных физических свойствах этих двух сред. Как говорилось выше, различие в том, что вода примерно в 800 раз плотнее воздуха. Из этого следует:

Подводная фотосъемка1. Каждые десять метров воды в глубину «съедают» один из цветов спектра. Напомню его: красный – оранжевый – желтый – зеленый – голубой – синий – фиолетовый. То есть на 10 метрах исчезает красный цвет, на 20 – оранжевый, на 30 – желтый и так далее. Так как большая часть подводных съемок проходит на глубине до 30 м, то можно представить воду как один большой сине-зеленый фильтр. И здесь начинающего фотографа подстригает серьезная ловушка. На такой глубине из спектра исчезают теплые цвета, но человеческий мозг, выравнивая цветовой баланс, компенсирует их потерю и фотограф «видит» полноценную цветную картинку. Аналогию можно провести с флюорисцентным освещением: при съемке все предметы будут окрашены в зеленый цвет, а для человеческого глаза они остаются разноцветными. Такого мощного компенсатора цвета как мозг, в фотокамерах, к сожалению, нет, поэтому в подводной съемке используется другой компенсирующий инструмент – фотовспышка, которая помогает решить две основные задачи: выравнивание цветового баланса и решение проблемы недостатка освещения.

Подводная фотосъемка2. Потеря энергии луча света, прошедшего через толщу воздуха в 5 километров, соответствует потерям света прошедшего через 1 метр воды! Хорошо, когда на поверхности яркий солнечный день, а если пасмурная погода и небо затянуто облаками? Время экспозиции под водой увеличивается в разы от того, что было на суше. Эту проблему так же решают импульсные осветители.

3. Из-за обилия в воде различных микроорганизмов и взвеси, поднятой самими дайверами или течением, видимость в воде может сокращаться до 1-2 метров, а бывает, что и падает до нуля.

Подводная фотосъемкаВ таких условиях предпочтительным вариантом для съемки подводных пейзажей будут широкоугольные объективы или насадки с использованием мощных подводных вспышек. Тут, правда, надо помнить одно правило – какой бы мощности ни была Ваша вспышка, максимальное расстояние до объекта не должно превышать 1.5-2 метров, на большее ее просто не хватит. Поэтому главная задача фотографа – как можно ближе подплыть к выбранному объекту. При этом не зависимо от объекта съемки, будь то человек, затонувший корабль, коралловая кочка или акула, передний план не только будет освещен, но и заиграет всеми цветами радуги, а задний будет расписан черно-синей палитрой и плавно уйдет в черноту моря. Отсюда вытекает и разножанровость сюжетов, снятых при помощи широкоугольника. Кто-то любит снимать затонувшие корабли (wreckships) и данная категория так и называется – «Рэк» или «Wreck». Кто-то любит снимать крупных морских животных: акул, мант, черепах, тюленей или громадные стаи рыб – категория «Морские животные». Кому-то милей подводные пейзажи с великолепными коралловыми садами или вертикальными «стенками», отвесно уходящими в бездну. Хорошо, если в этих сюжетах в кадре присутствует человек – модель или случайно подвернувшийся дайвер. Во-первых, это сильно оживляет композицию, а во-вторых, это еще одна категория подводной фотографии – «Человек и море». Очень эффектно смотрится под водой обнаженная натура. И что характерно для жанра «Ню» - это, пожалуй, самое сложное направление в подводной съемке. В первую очередь для модели! Фотограф обеспечен запасом воздуха в баллоне и утеплен гидрокостюмом, а каково его «русалке»??? Мало того, что ей постоянно приходится нырять на задержке дыхания, так ведь еще и вода холодная! Какая бы ни была ее температура, теплопроводность воды в десятки раз больше, чем у воздуха, и уже через 20-30 минут модель покроется гусиной кожей, а глаза покраснеют от соли. Согласитесь – не очень привлекательное зрелище.
 

„Фотодело“ 06-2007